•  
Нравится
Google+

Ыбырай Алтынсарин

Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.


Круг научных интересов и исследований:

Педагогика    История

Фольклористика Этнография Лингвистика    Языкознание

Учебники

«Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 г., является первым национальным букварем, первым учебником.

«Начальное руководство и обучение казахов русскому языку», первое учебное пособие.

Художественные произведения - стихи и рассказы -составили начальную страницу профессиональной казахской письменной литературы.

Казахский литературный язык, его становление и развитие, чистота родного языка - основная цель деятельности Ы. Алтынсарина.

Ученый публикует отрывки из исторического эпоса «Кобланды батыр», «Жанибек батыр», целый ряд материалов о прошлом казахского народа.

Переводы Ы. Алтынсарина впервые познакомили казахских читателей с образцами русской и западноевропейской классической литературы.

Называя имя Ы. Алтынсарина, часто употребляют слово «первый». И это не случайно, он первым проложил для своего народа дорогу к знаниям и первым указал ему пути дальнейшего культурного развития.

Ыбырай Алтынсарин - недагог-просветитель, педагог-энтузиаст

Ыбырай Алтынсарин в истории культуры казахского народа занимает особое место как крупный педагог и просветитель.

Педагог-энтузиаст, Ы. Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры и прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Алтынсарин справедливо стяжал себе в истории казахского народа имя ученого-просветителя, выдающегося педагога и организатора первых народных школ в крае. По казахской степи через учащихся открытых им школ, из уст народных акынов-певцов широко разнеслись его изумительные стихи, обращенные к молодому поколению:

Юные мои друзья!., оглянитесь, -

Ведь, соседи наши - далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век...

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

И мое благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

Эти слова были столь же смелы и искренни, как знаменитые строки Некрасова:

Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!

Спасибо вам скажет сердечное русский народ.

Как просветитель и первый казахский педагог, Ыбырай Алтынсарин придавал исключительно большое значение образованию казахской молодежи. Он был поборником просвещения в Казахстане и организатором первых русско-казахских школ. Выступая новатором в этом деле, Ыбырай создал новый тип начальных и средних учебных заведений, до того не известных в Казахстане. При этом Ыбырай исходил из особенностей кочевого быта казахов и добивался создания таких школ, которые помогли бы им понять культуру и привить навыки технических знаний.

Алтынсарин разработал тип двухклассного центрального училища с 6-годичным сроком обучения. По инициативе Ыбырая было создано 4 таких училища, которые он считал первоначальными органами подлинной культуры в Казахстане. По поводу русско-казахских училищ Ыбырай писал, что проводником распространения русского языка и русской литературы в казахской степи «вернее всех других могут служить только народные русско-киргизские училища, учрежденные в среде самих киргизов».

Ыбырай Алтынсарин, как дальновидный и образцовый представитель своего народа, путь экономического прогресса Казахстана видел в приобщении его к более передовой капиталистической экономике России. Отчетливо представляя значение техники и понимая прогрессивность перехода казахского крестьянства к оседлости и земледелию, Ыбырай Алтынсарин призывал казахский народ перенять у русского народа все передовое в области экономики. Для чего он считал необходимым организовать профессиональные школы. Обращаясь к Ильинскому, Ыбырай Алтынсарин писал: «Не имеется ли у вас каких-либо практических популярных руководств к обучению ремеслом, садоводству, огородничеству скотоводству и земледелию?»

Перед местными властями Ыбырай Алтынсарин выдвинул проект организации ремесленных и сельскохозяйственных школ. По его мнению, в этих школах казахская молодежь должна обучаться «кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делам, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам и из сельского хозяйства -огородничеству, садоводству, скотоводству, земледелию, ознакомлению с новейшими машинами и их устройством, со способами лечения скота и борьбы с вредными насекомыми для хлебов».

При жизни Ыбырая Алтынсарина с большими трудностями была открыта ремесленная школа в г. Тургае на 25 человек. Но все благие намерения Ыбырая помочь своему народу выйти на путь экономического прогресса наталкивались на сопротивление патриархально-феодальной знати. Для казахских феодалов кочевой скотоводческий быт был идеалом их жизни. Поэтому всякое нововведение в области хозяйства им казалось нарушением основ кочевой жизни казахов. Кроме того, в условиях социально-экономической отсталости Казахстана переход к более прогрессивным формам хозяйствования был сопряжен с большими трудностями, так как в этот период только зарождались элементы капитализма в недрах экономики Казахстана. Хозяйство казахов медленно втягивалось в водоворот капиталистических отношений. При всем этом профессиональные школы, основанные по инициативе Ыбырая Алтынсарина, имели прогрессивное значение.

Прогрессивная роль Ыбырая Алтынсарина в создании русско-казахских школ, сельскохозяйственных и ремесленных училищ станет более наглядной, если учесть, что в существовавших в Казахстане медресе преподавалось главным образом учение ислама. По признанию самих местных властей, «медресе и мектебы всегда строго ограничивались только религиозными задачами... Эти школы внушали юношам только веру в бога и в мир духовный, а также покорность судьбе и преданность земной власти».

Жажда знаний, стремление принести пользу своему народу были жизненным девизом Ыбырая Алтынсарина.

С 1861 по 1864 год Ы. Алтынсарин был учителем, а в последующем - инспектором народных училищ Тургайской области. Педагогические идеи Ыбырая Алтынсарина формировались под в лиянием передовой демократической культуры России. Ыбырай Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX века, был первым глашатаем педагогических взглядов Ушинского в Казахстане.

Ыбырай Алтынсарин - автор учебников

Ыбыраю Алтынсарину приходилось создавать школу в казахской степи при полном отсутствии учебных пособий на казахском языке.

«Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 году, является первым национальным букварем, первым учебником, составленным на основе русского алфавита. Эта книга оказала неоценимую помощь казахским детям в освоении русского языка. В «Хрестоматии» в популярной форме излагались основы знаний, в небольших рассказах говорилось о важности перехода к земледелию, к оседлому образу жизни, в популярной форме преподносились детям достижения науки и техники.

В известном стихотворении Ыбырая Алтынсарина «Кел, балалар, оқылық» («Давайте, дети, учиться») в назидательной форме излагается значение науки для народа и говорится о роли паровоза, парохода и электричества.

Алтынсарин работал над составлением «Хрестоматии» с 1876 по 1888 год. Из его переписки видно, что мысль составить хрестоматию у него возникла с первых же шагов его педагогической деятельности, но при жизни ему удалось издать только первую часть хрестоматии. После его смерти она была переиздана и на арабском алфавите под названием «Мактубат» (СПб., 1899 г.).

«Руководство к обучению казахских детей русскому языку» - учебное пособие. В «Руководстве» Ы. Алтынсарина дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточным для первоначального употребления в устной речи.

Составляя свои хрестоматии и методическое руководство для учителей, Ы. Алтынсарин не мог и предположить, что через столетия возрожденный казахский народ высоко оценит его скромный труд как богатейший вклад в культуру и, отдавая должную дань уважения его труду, прославит его имя как ученого, писателя и выдающегося педагога.

Ыбырай Алтынсарин - писатель

Ыбырай Алтынсарин написал много стихов и песен, где призывал учиться, любить свою Родину и верно служить ей. В стихотворении «Давайте, дети учиться» он говорит:

Если будете учиться, дети.

Свет, как в светильниках, зажжется.

Все желания ваши Без поисков сбудутся...

Давайте, дети, учиться.

И выученное в памяти Внимательно закрепим!

Просветитель и демократ, Ыбырай Алтынсарин презирал феодально-байскую знать и колониальную администрацию. Борьбу со старыми традициями, суевериями, реакционными силами он считает делом подрастающего поколения. И, по его мнению, для этого необходимо вооружить молодежь знаниями.

В стихотворении «Лицемерному судье» писал:

Ты польщен почетом и низкопоклонством,

Ноги отекают от челобитья тебе;

Душу выматываешь из-за пустяков,

Жадно высасываешь последнее у бедняка.

Как пост день за днем приходит к концу,

Так и ты разоряешь постепенно аул дотла.

Хан, не зная правды, чинит насилие.

Знай, сударь, придет час возмездия,

И тот, кого ты обирал, доберется до тебя.

В стихотворении «Друзья из молодежи» Ы. Алтынсарин разоблачает уродливые, болезнетворные явления, бытующие в отсталом ауле, и социальные корни этих явлений; показывает ложь и лицемерие казахских мулл, биев; призывает молодежь «избегать дурных примеров порочного общества»:

В порочном обществе На троне властелин.

Выжимая из бедняков,

Щедрые подарки раздает богатым.

Мулла в порочном обществе Носит большую саллю на голове.

Не будь наивен.

Не поддавайся его обману.

Неправда, что он верит Аллаху.

Он двуличен,

Всегда предать готов тебя.

Картину жестокой эксплуатации, произвола, отвратительного ханжества и двуличия Ы. Алтынсарин изобразил в басне «Милосердная лиса». В ней автор рассказывает, как охотник убивает птичку - мать. Остались беспризорными семеро птенчиков. Лишившись матери, птенцы голодают. Услышав их жалобный писк, к дереву прибегает лиса. Она выражает им свое сочувствие и призывает всех других птиц по очереди ухаживать за птенцами, поделиться с ними кто чем может: ласточка должна принести для гнезда сухих травинок и шерсти, червяков, корма птенцам, а соловей должен забавлять их своими песнями. Бедные птенцы обрадовались этому и не знали, как поблагодарить лису за ее доброту и благородство. Они даже не побоялись спуститься к ней вниз, на землю. Только этого и надо было коварной лисе.

В рассказе «Кипчак Сеиткул» Алтынсарин показывает гибельные последствия кочевого быта, сравнивает его с жизнью одной общины, перешедшей на оседлость и занявшейся хлебопашеством, доказывает положительные стороны этой жизни. В другом рассказе, посвященном человеческому труду, Алтынсарин развивает мысль, что дар природы - источник богатства дается только тем, кто сумеет извлечь его упорным трудом.

Рассказы и стихотворения Алтынсарина чужды отвлеченным нравоучительным идеям. Героя, смышленого, от природы понятливого, находчивого, он всегда выводит из среды трудового народа, находит острые и меткие слова, умеет показать и осмеять моральное уродство людей из богатой среды.

Рассказ Алтынсарина «Мальчик-бедняк и мальчик-богач» написан в сатирических тонах.

Ыбырай Алтынсарин особо подчеркивает социальное значение труда. В рассказах «Приключения Асана и Усена», «Паук», «Муравей и ласточка», «Отзывчивый Атымтай» ярко раскрывается значение и воспитательная ценность труда.

Исключительно большое значение придавал Алтынсарин роли женщины-матери, отмечая, что начальное воспитание детей - в ее руках.

Кто так ласкает нежно младенца,

По ночам просыпается тревожно от сна,

Прислоняясь к люльке, кормит;

Бережно качая, усыпляет его.

Кто малыша сажает осторожно на коня,

И ребенок радостно скачет на живом скакуне.

Чтобы не беспокоил ребенка холод,

Прикрывает его мягким одеяльцем,

Бережет его в приятном тепле.

Нет ни в чем для него недостатка - все в изобилии.

Купает его в воде, надевает на него чистую рубашку.

Такую, чтобы она пахла свежим запахом цветка.

В стихотворении Алтынсарин высоко ценит лучшие традиции казахской семьи: он говорит о праве ребенка на родительскую любовь и ласку; задушевно рисует духовную чистоту и нежность материнской любви.

Содержание многих статей прививает детям любовь к родной природе, приучает к наблюдательности, развивает мышление. Стихотворения Алтынсарина «Жаз» («Весна»), «Река» наряду с изображением красоты природы отмечают и хозяйственное значение ее явлений.

Таким образом, в каждом произведении заложены идеи, имеющие определенное воспитательное значение.

К таким нравоучительным рассказам относятся следующие: «Отец и сын» (наказанная леность), «Чудесная трава» (прилежание), «Мать и дочь» (милосердие), «Лиса и коза» (ложь), «Два товарища» (плохая дружба), «Кривое дерево» (упрямство), «Кусочек ваты» (скупость и бережливость), «Чистый ручеек» (честность).

Ыбырай Алтынсарин обратил особое внимание на богатейший источник - казахский фольклор. Из народного творчества он умело использует отдельные сказки, былины, пословицы, выбирая лишь то, что соответствовало воспитательным целям. Высоко ценил он выразительность народного языка - ритмичность, меткость, богатство эпитетов и сравнений.

В своих произведениях Ы. Алтынсарин пропагандировал демократические взгляды. Он был также хорошим переводчиком. На казахский язык он перевел многие произведения русских классиков.

Литературное наследство Ыбырая обогатило казахскую письменную литературу и письменный язык. Он оставил ценное наследие в области истории, этнографии и фольклора казахского народа.

Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.

Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место - наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и поныне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.

Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа.

Рекомендуемая литература

Ыбырай Алтынсарин // Дореволюционная казахская литература. - Алматы: Наука, 1979.-С. 110-129.

Ыбырай Алтынсарин // Казахская краткая энциклопедия. -Т. 4.-С. 121.

Ыбырай (Ибрагим) Алтынсарин // Бекмаханов Е. Очерки истории Казахстана XIX века. - Алматы, 1996. - С. 145-151.

Ситдыков А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ы. Алтынсарина. - Алматы, 1979. - 198 с.

Важнейшие биографические даты

1.    Родился 20 октября 1841 г.

2.    Поступил в Оренбургскую школу Пограничной комиссии - 1850 г.

3.    Окончил школу - 1857 г.

4.    Назначен младшим переводчиком Оренбургского областного управления - 1869 г.

5.    Работал учителем в школе при Оренбургском укреплении начиная с 1861 г.

6.    Переведен на службу в Тургайское уездное управление

-    1869 г.

7.    Исполнял должность судьи Тургайского уезда - 1870— 1871 гг.

8.    Исполнял должность помощника начальника Тургайского уезда - 1872-1874 г.

9.    Поездка в Петербург - 1876 г.

10.    Начата работа над составлением первой части хрестоматии на родном языке - 1876 г.

11.    Напечатана первая часть хрестоматии - 1879 г.

12.    Напечатано «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» - 1879 г.

13.    Назначен на должность инспектора школ Тургайской области - 1879 г.

14.    Работа в должности инспектора народных училищ

-    1872-1889 г.

15.    Умер 17 июля 1889 г.

Из записок учителя А. Балгимбаева, позднее инспектора школ Тургайской области

Записки, оставленные ныне покойным учителем и инспектором школ Тургайской области А. Балгимбаевым, представляют интересный материал к биографии Ы. Алтынсарина.

Балгимбаев в своих записках, озаглавленных «Воспоминания об Ы. Алтынсарине», его личную жизнь описывает так:

«Алтынсарин жил небогато; в 1883 году он переехал к родственникам в Кустанай, построив себе дом в трех километрах от города. Здесь Алтынсарин близко сошелся с местной русской интеллигенцией.

Учащаяся молодежь города Кустаная, а равно и простые казахи были частыми посетителями Алтынсарина и пользовались, по-казахскому обычаю, широким гостеприимством. Хозяйка дома - жена Ыбырая Айганыс - сама управляла хозяйством, заменяя в этом своего мужа, так как Ыбырай большую часть года находился в служебных разъездах по ревизии школ.

Дома он носил национальную одежду - бешмет, халат, на голове тюбетейку или легкую шапку с опушкой, кругом обшитую кундызом - выдрой.

Ыбырай охотно беседовал со всеми; своими рассказами он увлекал слушателей, так как говорил очень складно и красиво.

Воспитывал сына своего брата Оспана - Хамитбека (умершего в 5-6 лет). Рождение своего сына (Абдулла, род. 1881 г.) отметил, по обычаю, празднеством (байга, национальная борьба). Второй сын Абдрахман родился в 1882 году. Дочь Шарипа - в 1886-м. Как сам Ыбырай, так и жена его, Айганыс, очень любили детей, держали для них няню-казашку.

Один из сыновей Алтынсарина Абдрахман учился в Троицкой гимназии и умер в 15 лет от туберкулеза. Старший сын Абдулла, болезненный мальчик, мог заниматься лишь домашним хозяйством.

У Алтынсарина была своя домашняя библиотека. В этой библиотеке были сочинения таких писателей, как Л. Н. Толстой,

Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. Г. Чернышевский, В. В. Белинский, И. Крылов; из иностранных авторов -произведения Бокля «История цивилизации в Англии». Шекспира, Байрона, Руссо, Гегеля. Много было также педагогических трудов.

Алтынсарин любил казахскую музыку, сам хорошо играл на домбре и пел казахские песни.

Алтынсарин дружил с известным акыном Нуржаном Наушабаевым. В частности, Нуржаном сложены стихи для надгробного памятника Алтынсарина:

Сайран еттім дүниеде Табылып көңілім хошларым,

Аһли дэулет, жиган мал,

Қалды, кымбат достарым.

Прожил свой век на свете.

Видел многое, был доволен собою.

Дети, семья, добытое трудом добро.

Дорогие друзья, распрощаюсь с вами навсегда».

Факты из семейных преданий, сообщенные поэтессой Мариям Хакимжановой

Интересны отдельные факты из семейных преданий, сообщенные в январе 1949 года казахской поэтессой Мариям Хакимжановой (правнучкой Балгожи Джамбуршина в 4 поколении).

1.    По ее сообщению, дедом Балгожи был Тастемир, живший во времена Абылай-хана. Одним из сыновей Тастемира был Джамбурши - отец Балгожи Джамбуршина. Старший сын Балгожи, носивший имя Алтынсары, и был отцом Ыбырая Алтынсарина.

2.    Мать Ыбырая Алтынсарина Аймен происходила из рода Шекти Аргын и была правнучкой известного при Абылай-хане Жанибек-батыра.

3.    Родиной Ыбырая Алтынсарина, по старому административному делению, является Аракарагайская волость - ныне Затобольский район Костанайской области.

4.    Могила Ыбырая Алтынсарина. его деда Балгожи и родственников представляла собою высокий курган с надгробными камнями и обнесена была железной решеткой. Местное население называло это место «акбеит» (белая могила).

5.    Памятник Ыбыраю Алтынсарину установлен 7 мая 1970 года в городе Костанае. Фигура Ы. Алтынсарина изображена в строгой, уверенной позе. Раскрытая книга в его руке символизирует просвещение народа. Бюст выполнен из гранита, скульптор Н. А. Щербаков, архитектор И. А. Покровский.

Ы. Алтынсарин о своей службе (1885 г.)

«26 лет служу я в районе нынешней Тургайской области, сначала в качестве переводчика при областном начальнике В.В. Григорьеве, когда служил в облуправлении Ильинский, ныне директор Казанской учительской семинарии, стараниям которого я и обязан более всего небольшим образованием, которым теперь пользуюсь; затем служил в городе Тургае как учитель, переводчик, делопроизводитель, старший помощник уездного начальника, мирового судьи, следователь и, наконец, как инспектор киргизских школ».

Установки, положенные в основу народного образования

Называя свое время переходным от кочевого образа жизни к оседлому, к цивилизации, Алтынсарин вопросы народного образования и просвещения стремился разрешить с точки зрения жизненных интересов и потребностей народной массы. В свете этой установки он выдвигал перед школой следующие основные цели и задачи:

1.    Школа вне всяких влияний религии должна готовить новых граждан, борцов за новую жизнь.

2.    Школа по своему устройству должна служить примером культурной жизни в среде казахского народа,

3.    Наглядно и практически школа должна дать понятие о вещах, об окружающей жизни и природе.

4.    Школа должна иметь хорошую библиотеку.

5.    Школа должна использовать в постановке учебного процесса все лучшее в теории и практике передовой русской школы того времени. Брать только лучшее, не увлекаться дешевизной, а обеспечить основательное устройство школы как светильника, маяка культуры в степном крае.

6.    Школа должна иметь опытный огород, сад. цветник.

7.    Применять в казахских школах самую лучшую, проверенную учебную литературу и пособия.Учить как попало нельзя: должна быть сохранена твердая система преподавания научных знаний.

8.    Учитель-воспитатель в школе решает успех дела - все зависит от его подготовки к педагогической работе, от его любви к своему делу.

9.    Устройство школы - дело самого народа; от правительства даже не требуется средств, лишь бы оно разрешало открывать школы, не мешало их образовательной и воспитательной работе.

10.    Школа должна обучать не только мальчиков, но и девочек.

Женское образование, интернаты для девочек-казашек.

Профессиональное образование

1887 год - первая школа для девушек-казашек -Иргизское женское училище.

1891 год - женское училище с интернатом в Тургае.

1893 год - женское училище с интернатом в Кустанае.

1895    год - женское училище с интернатом в Карабутаке.

1896    год - женское училище с интернатом в Актобе.

Общее число учащихся в пяти русско-казахских школах,

открытых Ы. Алтынсариным, к 1896 году достигло 211, из которых русских было 141 и казашек 70. В этих школах преподавание рукоделия было поставлено хорошо и давало положительные результаты.

Алтынсарин положил начало профессиональному образованию, это ремесленные училища в Тургае, сельскохозяйственные училища в Кустанае.

С таких позиций Алтынсарин в своей профессиональной деятельности и вел неуклонную борьбу, добиваясь открытия и укрепления таких школ - действительных источников образования, распространения практических, необходимых знаний и здравых понятий об окружающем.

Науки, изучением которых занимался Ыбырай Алтынсарин

Опубликовал(а) Дмитрий Иванов | Последнее обновление 18 ноября 2011 г. | В раздел Биографии - 29841 просмотр